Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступная среда для инвалидов и маломобильных групп населения
В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах или группах. Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является
заключение Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Прохождение ПМПК
и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не
обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения
ПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию
создание специальных условий обучения является обязательным.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными
возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование. В МБДОУ
организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК, ТПМПК, обеспечено
психолого-педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий. Официальный
сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ Детский сад «Синяя птица» имеются функциональные помещения для обеспечения образовательной деятельности: 15 групповых комнат и спален по возрастам. Это основные помещения для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат,включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- кабинет педагога-психолога;
- кабинет учителя-логопеда;
- кабинет учителя-дефектолога
- музыкальный зал;
- физкультурный зал, оснащенный разным оборудованием для двигательной и игровой активности, и спортивным инвентарем;
- кабинеты дополнительного образования;
-бассейн.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Практические занятия проходят во всех возрастных группах, музыкальном и
физкультурном залах, кабинетах специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога.
Помещения групп оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей,
пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и
интересов. Все группы оснащены интерактивным оборудованием. Оборудование
групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана
развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений
развития воспитанника. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и
игрушкам. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с Основной
образовательной Программой дошкольного образования.
В учреждении согласно штатному расписанию коррекционно-развивающую деятельность
осуществляют: 2 учителя-логопеда, 3- учителя -дефектолога и 1 педагог-психолог.
Разработана и реализуется Адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования (АООП ДО) для детей –инвалидов и детей с ОВЗ на 2022-2023
учебный год
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:
- книги для воспитателя (методическая и справочная литература);
- репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
- книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей;
- книги совместного пользования.
Наличие учебно-методической и художественной литературы по реализуемым в
соответствии с лицензией образовательным программам.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для удовлетворения естественной
потребности детей в движении
взрослые организуют
пространственную среду с
соответствующим оборудованием
как внутри помещения, так и на
внешней территории, подвижные
игры (как свободные, так и по
правилам), занятия, которые
способствуют получению детьми
положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации
движений, силы, гибкости.
Объекты спорта, находящиеся на территории ДОУ:
- 2 музыкальных зала, бассейн и физкультурный зал в детском саду используется в соответствии с расписанием занятий;
- 10 прогулочных площадок,1- спортивная площадка, соответствующих возрастным особенностям детей, оборудованных металлическими и деревянными игровыми конструкциями;
- спортивно-игровой комплекс на участке МБДОУ (для индивидуальной работы с детьми);
- в каждой возрастной группе оборудованы спортивные центры для самостоятельной
двигательной деятельности детей в режиме дня, а так же имеются пособия для
индивидуальной работы с детьми.
Игровое оборудование соответствует возрасту детей и изготовлено из материалов, не
оказывающих вредного воздействия на человека. Для реализации двигательной
деятельности детей используются физкультурное оборудование и спортивный инвентарь
физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом ребенка.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает
возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и
самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению
Программ, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно-насыщена,
трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения. Пространство групп
организовано в виде хорошо разграниченных «центров», оснащенных большим
количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества,
развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация
пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия,
чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать
образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение
уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного
процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной
активности детей.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих
основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ средствами обучения и воспитания.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
1.Паспорт доступности объекта https://22shd.tvoysadik.ru/sveden/ovz
2.План адаптации объекта
3.Инструкция правила поведения при предоставлении услуг для инвалидов и маломобильных групп населения 4.Правила обеспечении доступности для инвалидов услуг и объекта, общения с инвалидами и маломобильной группой населения.
5.Правила этикета при общении с инвалидами и маломобильной группой населения
6. приказ о назначении ответственного лица по обеспечению доступности объекта для
инвалидов в МБДОУ.
Входная площадка имеет навес, кнопку вызова при входе, дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации – звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации – знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне Центральный вход в здание оборудован следующим оборудованием:
комплектом системы вызова помощника «Тифловызов ПС – 1999»;
Пандус телескопический 3 секционный;
Электронное табло «Бегущая строка»;
Портативная информационная индукционная
система "Исток А2" со встроенными в корпус гнездом для
карт SD и MMC и встроенным плеером.
Здание оснащено системой противопожарной
сигнализации и световым табло «Выход»,
видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено
сопровождающее лицо.В здании имеется санитарная комната, оборудованная специально
для инвалидов.Тактильная мнемосхема уличная со стойкой.
Согласно программе «Доступная среда», в МБДОУ созданы все условия для безбарьерного нахождения детей-инвалидов и детей ОВЗ. Чтобы воспитанники чувствовали себя уверенно и могли свободно ориентироваться в пространстве, используется комплекс оборудования, в который входит:
тактильные плитки, разметки, накладки для обозначения ступеней, направления движения;
наклейки для слабовидящих, предупреждающие о лестнице и других препятствиях;
индукционные системы для слабослышащих;
световое табло; системы воспроизведения информации;
таблички со шрифтом Брайля.
Ходунки детские с одной перекладиной «Optimal-Alta» LY- 504S
Кресло - коляска инвалидная (НО35) Подъемник в бассейне
сенсорный терминал
Помимо основного оборудования, в саду можно установить устройства для
инклюзивного образования. К ним относятся сенсорные терминалы, столы для рисования
песком, сухой бассейн.
Специальные условия питания
Питание – одно из ключевых факторов определяющих качество и жизнь ребенка, его рост и развитие. В ДОУ питание организовано в соответствии с правилами и нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020г. Питание в детском саду осуществляется в соответствии с десятидневным меню, которое предполагает сбалансированное 5-ти разовое питание для воспитанников МБДОУ Детский сад «Синяя птица» с дневным пребыванием детей 12 часов.
Настоящее меню рассчитано на пятиразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин). Меню разработано с учетом возрастных особенностей детей. Предусмотрена следующая калорийность каждого приема пищи: завтрак – 20%, второй завтрак – 5%, обед – 35%, полдник – 25%, ужин — 15%. Питание является полноценным, разнообразным по составу продуктов и удовлетворяет физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах. Ежемесячно проводится анализ питания по натуральным нормам, подсчитывается калорийность. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. Пищеблок оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Набор оборудования производственных, складских помещений соответствует санитарным правилам. Все технологическое и холодильное оборудование в рабочем состоянии. На пищеблоке установлено современное технологическое оборудование: пароконвектомат, тестомес, мясорубка, овощерезка и другое.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей в МБДОУстроится на основе нормативных документов и осуществляется медицинской сестрой и врачами детской поликлиники ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница»: плановая диспансеризация, практические прививки, регулярный контроль состояния здоровья воспитанников.
Общее санитарно-гигиеническое состояние дошкольного учреждения соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой и воздушный режимы соответствуют нормам.
Один раз в год – проводятся углубленные медицинские осмотры врачами-специалистами (диспансеризация), на основании заключения которых проводится анализ состояния здоровья детей.
Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на прилегающей территории.
В МБДОУ созданы все необходимые условия для обеспечения безопасности: территория МБДОУ огорожена забором, установлена тревожная кнопка для экстренных вызовов. На каждом этаже и каждой группе есть план пожарной эвакуации людей и инструкции, определяющие действия персонала по обеспечению быстрой эвакуации. МБДОУ укомплектовано необходимыми средствами противопожарной безопасности: огнетушителями, знаками пожарной безопасности, сигнализацией.
В детском саду, согласно плану, систематически проводятся эвакуационные занятия, на которых отрабатываются действия всех работников МБДОУ и воспитанников на случай возникновения чрезвычайной ситуации. С детьми постоянно проводятся беседы, в игровой форме закрепляются знания по охране здоровья и безопасности.
Выполнение системы безопасности учреждения контролируется органами государственного управления.
С дополнительной информацией о деятельности МБДОУ по безопасности и охране здоровья обучающихся можно ознакомится по ссылке.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность в целом и особенно детей – одна из центральных задач, которую необходимо решить для России. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ Детский сад «Синяя птица»», на котором существует версия для слабовидящих. Воспитанники дошкольного учреждения доступа к информационной сети "Интернет" не имеют.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) являются неотъемлемой частью современной системы образования.
В ходе образовательной деятельности педагоги активно используют мультимедийную технику, программно-аппаратный комплекс «Колибри», а также ЭОР, созданные самостоятельно (презентации, видеоролики, текстовые документы и т.п.).
Воспитанники имеют доступ к ЭОР без включения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, естественно-научных, экологических представлений, художественному творчеству, развитию речи, музыке.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено.