Модель взаимодействия МБДОУ Детского сада «Синяя птица»
с социальными институтами.
На современном этапе дошкольная организация - это открытая социальная
система, способная реагировать на изменения внутренней и внешней среды,
осуществляющая взаимодействие с социальными партнерами и социальными
институтами, реагирующая на меняющиеся индивидуальные и групповые
образовательные потребности, предоставляющая широкий спектр образовательных
услуг.
Реализация сотрудничества и взаимодействия дошкольной организации с
социальными институтами предполагает заинтересованность в решении
образовательных задач. При этом открытость образовательной системы детского
сада с одной стороны, обеспечивает условие того, что педагогический процесс
внутри дошкольного учреждения становится более свободным, гибким,
дифференцированным со стороны педагогического коллектива, а с другой педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с социальными
партнерами и социальными институтами. Таким образом, получается, что
организованное сотрудничество — это взаимодействие различных секторов
общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого
развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в
рамках действующего законодательства и осуществляемое на взаимовыгодной
основе.
Привлекая к сетевому взаимодействию социальных партнеров, детский сад
выступает в роли активного участника в обеспечении единого образовательного
пространства «Детский сад - семья - социум», способствует освоению
образовательных программ воспитанниками, оздоровлению детей, обеспечению
индивидуализации образования ребенка дошкольника с ограниченными
возможностями здоровья. На наш взгляд, социальное партнерство в образовании –
это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных
групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной
деятельности эффектам.
При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так
и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства
акциях.
Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать,
апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом
инновационные модели содержания образования, управления системой образования
и образовательной политики. Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ
деятельности по совместному использованию инновационных, методических,
информационных, кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе
взаимодействия.
Взаимодействие дошкольной организации с социальными институтами
осуществляется в виде партнерства на разных уровнях:
партнерство внутри системы образования между социальными группами
профессиональной общности;
партнерство работников образовательного учреждения с представителями
иных сфер деятельности;
партнерство со спонсорами, с общественными и благотворительными
организациями.
Для того чтобы, максимально полно можно было использовать потенциал
социального партнерства необходимо:
1.
Четко осознавать миссию МБДОУ, цели его развития и возможности
привлечения социальных партнеров для их достижения;
2.
Владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с
социальными институтами;
3.
Предвидеть результаты партнерства для развития МБДОУ, повышения
качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат
совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного
становления дошкольника).
Задачи взаимодействия МБДОУ с социальными институтами:
1.
Создание условий позитивного изменения дошкольного образовательного
учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными
ожиданиями;
2.
Установление партнёрских отношений с сообществом для поддержания
благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и
сообщества) общественного окружения;
3.
Развитие у всех участников взаимодействия коммуникативных способностей,
доброжелательности к окружающим, готовность к сотрудничеству и
самореализации;
4.
Стимулирование развития активной гражданской позиции, сопричастности к
судьбе детского сада;
5.
Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного
учреждения в местном социуме.
Система организации взаимодействия МБДОУ с социальными
институтами строится на следующих основаниях:
1.
Заключение договора о совместной деятельности;
2.
Составление плана совместной работы;
3.
Информирование всех участников о проводимых совместных мероприятиях;
4.
Активное участие в запланированных мероприятиях;
5.
Проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных
на выявление проблем в совместной деятельности учреждений;
6.
Совместные совещания по итогам работы;
Разработка системы социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый
этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап – подготовительный.
Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами
социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для
определения целесообразности установления социального партнерства;
установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона,
округа, города и т.д.; определение направлений взаимодействия,
разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и
конкретных форм взаимодействия.
Следующий этап – практический.
Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и
учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование группы
сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по
реализации планов; разработка социально-значимых проектов
взаимодействия детского сада с объектами социума по различным
направлениям деятельности детского сада; разработка методических
материалов для реализации данной деятельности; разработка системы
отношений сотрудников, участвующих в реализации планов
взаимодействия с социальными партнерами.
Заключительный этап.
Его цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного
этапа: проведение анализа проделанной работы; определение
эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего
сотрудничества с социальными институтами.
Механизм реализации взаимодействия МБДОУ и социальных институтов.
МБУ ДО
ЦВР
ОГИБДД
ОМВД
МАУК ЦКиС
«Геолог»
ГАУК ЯНАО
«ОЦНК»
МБОУ
СОШ
№3
МБДОУ
Детский сад
«Синяя птица»
Пожарная
часть-1
МБОУ
СОШ
№4
Центральная
библиотечна
я система
ГАУ ЯНАО
имени И.С.
Шемановског
о
Взаимодействие с социумом
№
п/п
Содержание работы
1.
Взаимодействие со школой №
3, 4:
1.Обсуждение и утверждение
совместного плана работы школы
и ДОУ.
2.Экскурсия в школу.
3.Взаимопосещение уроков в
первом классе и занятий в
подготовительной к школе
группе.
4.Участие учителя школы в
родительском собрании
родителей детей
подготовительной
группы
5.Совместное обсуждение
психологами детского сада и
школы итогов подготовки детей к
школе.
6.Подготовка рекомендаций
(памяток) для родителей «Готов
ли Ваш ребенок к поступлению в
школу».
В течение года
Методист,
завуч начальных
классов,
учитель начальных
классов,
воспитатель
подготовительной
группы, педагогипсихологи
2.
Взаимодействие с Центральной
библиотечной системой:
1.Ознакомительная экскурсия.
2.Участие в беседах,
викторинах,конкурсах
3.Посещение праздников.
В течение года
Работники библиотек,
воспитатели групп,
методист
3.
Взаимодействие с ГАУ ЯНАО
имени И.С. Шемановского»
1.Посещение выставок-
В течение года
Работники музея,
воспитатели групп,
методист
Срок проведения Ответственный
экспозиций
2.Экскурсии
3 Встречи с интересными
людьми.
4.
Взаимодействие с Пожарной
частью -1
1.Экскурсии
2. Встречи с интересными
людьми.
В течение года
Работники ПЧ,
воспитатели групп,
методист
5.
Взаимодействие с МАУК ЦКиС
«Геолог» и ГАУК ЯНАО
«ОЦНК»:
1.Экскурсии
2.Посещение концертов,
музыкальных сказок, вечеров,
участие в конкурсах
3.Выступление воспитанников
центра в детском саду
В течение года
Работники ЦКиС
«Геолог», воспитатели
групп, методист
6.
Взаимодействие с ОГИБДД
ОМВД:
Согласно плану работы:
– Организация и проведение
мероприятий и занятий,
направленных на
недопущение и
профилактику нарушений
ПДД
– Осуществление
информационной и
консультативной и иной
помощи ДОУ по обучениям
ПДД
В течение года
Инспектор по
пропаганде ПДД,
воспитатели групп,
методист
7.
Взаимодействие с МБУ ДО
ЦВР:
– организация и проведение
мероприятий,
направленных на
реализацию
дополнительных
общеразвивающих
программ художественной,
социально-гуманитарной,
физкультурно-спортивной,
естественно-научной,
технической, туристскокраеведческой
направленностей среди
детей дошкольного
возраста
– осуществление досуговых
форм и методов работы,
способствующих
формированию
позитивного мировоззрения
и повышению культурного
уровня детей дошкольного
возраста.
В течение года
Сотрудники ЦВР,
воспитатели групп,
методист
Предполагаемый результат:
1.
Создание гибкой системы взаимодействия МБДОУ и учреждений социума на
основе договоров и планов;
2.
Повышение уровня социальной компетенции участников образовательного
процесса;
3.
Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки,
коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей,
педагогов;
4.
Рост психоэмоционального благополучия, здоровья участников
образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с
социальными институтами;
5.
Совершенствование структуры управления МБДОУ, обеспечивающей
координацию взаимодействия с социальными институтами в создании единой
воспитательной системы;
6.
Системное повышение мотивационной готовности всех субъектов
образовательного процесса к изменению содержания работы в рамках
сотрудничества, равенства и партнерства в отношениях ребенка и взрослого,
социальных институтов района;
7.
Создание условий для профессионального развития педагогов дошкольного
образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования
положительного имиджа детского сада;
8.
Обеспечение информационной осведомленности социальных институтов о
деятельности дошкольного образовательного учреждения.
При организации взаимодействия с социальными партнерами наблюдаются
опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, следовательно, итог
работы становится более продуктивным и качественным. На основе выше
изложенного, можно сделать вывод, что сетевое взаимодействие – это процесс,
открывающий возможности расширения воспитательного и образовательного
пространства. Поэтому системная и плановая организация взаимодействия МБДОУ
с социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для
успешной социализации личности, для развития интересов детей и их
индивидуальных возможностей с учетом их здоровья и уровня развития
(психофизиологических особенностей), а также решать образовательные задачи,
тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации
стандартов дошкольного образования.
Список используемой литературы:
1. Белая К.Ю. «Организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных
учреждений» // «Справочник дошкольного воспитателя дошкольного учреждения»
2012 / №5 С. 6-12.
2.Лихацкая С.В., Кораблева Т.К., Гринченко О.И. «Сетевое взаимодействие как
модель единого воспитательного процесса» // «Управление» 2013 / №6 С. 54-59.
3. [Электронный ресурс]. URL: http://Resobr.ru. Торохова С.С. «Взаимодействие с
социумом как фактор повышения качества образования в ДОУ».