Приложение 2
Модель взаимодействия педагогического коллектива МБДОУ Детский
сад «Синяя птица» с семьями дошкольников.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива МБДОУ с семьями
обучающихся дошкольного возраста являются:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования,
охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях
МБДОУ и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Для продуктивного общения и более широкого распространения опыта,
взаимодействие детского сада и семьи должно строиться по определённой модели.
Это общая модель, которую можно расширять дополнять и изменять с учётом
особенностей групп.
Взаимодействие с родителями в рамках информационного блока—
просвещение родителей, передача им необходимой информации.
На этом этапе совместно с руководителем учреждения и специалистами знакомим
родителей
· с визитной карточкой дошкольного образовательного учреждения;
· паспортом группы, с нормативно-правовыми документами;
· с результатами диагностики состояния здоровья ребенка.
На этом этапе начинается закладка фундамента для более продуктивного общения с
семьями. Родителям раздаются ознакомительные анкеты, ведется наблюдение за
особенностями семейного воспитания и взаимоотношениями с детьми.
В адаптационный период воспитатели стараются больше хвалить ребёнка,
рассказывать родителям обо всех успехах, даже мимолётных в течение дня.
Доброжелательная атмосфера позволяет заложить эмоциональные и доверительные
отношения с родителями.
На основании полученных данных, планируется работа по взаимодействию.
Выбираются наиболее удачные и продуктивные формы взаимодействия с
родителями.
После сбора и обработки ознакомительных анкет формируются темы, которые
интересуют родителей и по которым в дальнейшем ведётся просветительская
работа.
Практический блок — организация продуктивного общения всех
участников образовательного пространства, сотрудничество и взаимодействие
с семьями воспитанников.
При построении взаимодействия в рамках практического блока используются все
формы, как традиционные, так и нетрадиционные, индивидуальные и групповые. В
эту работу включаются все специалисты нашего учреждения. Только вместе, только
с родителями можно добиться хороших результатов в образовании и коррекции
детей.
В работе с родителями хорошие результаты даёт организация проектной
деятельности в детском саду. Проект — продукт сотрудничества и сотворчества
воспитателей, детей, родителей. В группах проводятся конкурсы семейных
проектов, газет, фотоконкурсов, поделок (по планам воспитателей).
Совместная работа с родителями дает положительные результаты.
Для определения эффективности проведенных мероприятий существует третий
блок модели— оценочный.
Результативность проведенных мероприятий определяется через книгу отзывов,
анкетирование, опрос родителей, наблюдения, собеседование с детьми.
Продуктивная форма взаимодействия с семьями воспитанников - ведение сайта
дошкольного образовательного учреждения https://22shd.tvoysadik.ru/ ,а также
сообщества в сети Вконтакте https://vk.com/bluebirdmbdou22
С 01.01.2011 года вступил в силу Федеральный закон № 293. Закон требует
«создать и вести официальный сайт образовательного учреждения в сети Интернет».
Согласно федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (статья 29) «Образовательные организации формируют открытые и
общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их
деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их
в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте
образовательной организации в сети «Интернет».
Cовременные родители мало стали обращать внимание на информационные
папки-передвижки в группах, консультации, редко замечают объявления. Это во
многом объясняется загруженностью родителей, отсутствием свободного времени, а
также возрастными особенностями.
В наше время становится больше молодых семей, которые идут в ногу со
временем и используют современные и доступные способы получения информации.
Интернет твёрдо и уверенно вошел в наш обиход. Поэтому, организация сетевого
взаимодействия с родителями является одной из современных, неформальных форм
работы, показывающая качественные результаты и вызывающая в последнее время
заслуженный интерес и у воспитателей дошкольных образовательных учреждений и
у родителей воспитанников. Сайт детского сада может стать для родителей
источником информации учебного, методического и воспитательного характера.
На сайте публикуются как необходимые разделы: сведения об образовательной
организации, правовое и нормативное обеспечение, рабочие программы, так и
дополнительные: достижения ДОУ, мероприятия, методические страницы
специалистов ДОУ, информация для родителей, фотоальбом, новости и т. д.
Сайт доставляет информацию, как родителям, так и семьям будущих
воспитанников, воспитателям, методистам из других детских садов. Чтобы сайт
отвечал современным требованиям, необходима работа всего коллектива.
Информация на сайте должна быть разносторонней и информативной. Необходимо
наполнять сайт объективно нужной информацией. Для родителей важна
информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, о том, чем занимаются
дети, в каких соревнованиях участвуют, конкурсах. Здесь выкладываются крупные
фотографии или презентации, видеоролики. Родители «видят» глазами, а не сухим
текстом.
Кроме этого, необходимы консультации, где четко прописаны теоретические и
практические аспекты. Консультации должны быть содержательными и при этом не
очень объемными, так как чтение с мониторами не всегда удобно. Любую
консультации или рекомендацию можно будет сохранить на компьютере,
распечатать и по мере необходимости использовать. Это гораздо удобнее, ведь вся
информация оказывается под рукой.
Для удобства родителей создана целая страница «Интернет-порталы» и «Полезные
ссылки», где указаны многие сайты, порталы для развития, обучения, воспитания и
развлечения детей; официальные сайты системы образования. Эти страницы
экономят силы и время родителей в поисках нужной им информации.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников в
компенсирующих группах
В условиях работы с детьми с ЗПР перед педагогическим коллективом встают
новые задачи по взаимодействию с семьями воспитанников, т. к. их родители также
нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это связано с тем,
что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и
часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят
разницы между задержкой психического развития, умственной отсталостью и
психическим заболеванием.
Среди родителей детей с ЗПР довольно много родителей с пониженной
социальной ответственностью. Поэтому одной из важнейших задач является
просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к
активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности
детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении
имеющихся недостатков и трудностей.
При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное
планирование действий педагогов и крайняя корректность при общении с семьей.
Направления взаимодействия с семьей
Оказание
ПО социальноП
с
рик правовой
поддержки семьям
хоа
воспитанников
о
л
сз
о
вг а
о
ен
п
ти
р
и
ое
ф
тс
Просветительскоразъяснительная
работа с родителями
до начала посещения
ребенком группы
1. Психолого-педагогическое
консультирование по заявкам родителей.
2. Психокоррекционная работа в
проблемных ситуациях
Оказание психологопедагогической
поддержки семьям
Психологопрофилактическая
работа с семьями
«группы риска»
1. Пропаганда психолого-педагогических и
специальных знаний.
2. Обучение элементарным методам и
приемам помощи детям в условиях семьи
1
.
.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье
1.П Коллективные формы взаимодействия
с
р Общие родительские собрания. Проводятся администрацией МБДОУ 3 раза в
1.1.
и
ох
год,
в начале, в середине и в конце учебного года.
о
п
л
Задачи:
ао
г
-гоинформирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционноаобразовательной
работы;
п
н
-ерешение организационных вопросов;
д
-аагинформирование родителей по вопросам взаимодействия ДОО с другими
о
п
организациями,
в том числе и социальными службами.
г
с
и Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и
1.2.
ч
и
воспитателями
групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.
е
х
с
Задачи:
ок
о
л
-еобсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
ок
-огнсообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
ос
-урешение текущих организационных вопросов.
л
ь
п
1.3.
«День открытых дверей». Проводится администрацией МБДОУ в апреле для
т
родителей
детей, поступающих в ДОО в следующем учебном году.
е
и
р
д
Задача:
знакомство с ДОО, направлениями и условиями его работы.
о
а
в
1.4.
Проведение детских праздников и «Досугов». Подготовкой и проведением
га
н
праздников
занимаются специалисты ДОО с привлечением родителей.
о
и
ге
Задача:
поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и
п
и
о
распространение его на семью.
з
ч
2.ае Индивидуальные формы работы
я
св
2.1.
Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации,
к
к
дефектологов,
психолога, воспитателей и по мере необходимости.
а
м
и
р
Задачи:
х
о
-идисбор необходимой информации о ребенке и его семье;
с
т
-пеопределение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
л
-ееопределение оценки родителями эффективности работы специалистов и
й
ц
воспитателей;
.
и
2
а
.
л
П
ь
с
- определение оценки родителями работы ДОО.
2.2. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и
по плану индивидуальной работы с родителями.
Задачи:
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования
и воспитания;
- оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.
2.3. «Консультативный пункт» https://22shd.tvoysadik.ru/?section_id=205
Работу консультативного пункта обеспечивают администрация и специалисты.
Консультативный пункт работает с персональными и анонимными обращениями и
пожеланиями родителей.
Задача: оперативное реагирование администрации ДОО на различные ситуации и
предложения.
2.4. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп
один раз в неделю во второй половине дня с 17 до 18 часов.
Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком,
разъяснение способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в
домашних условиях, помощь в подборе дидактических игр и игрушек, детской
литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на
определенном этапе развития ребенка.
3. Формы наглядного информационного обеспечения
3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и
передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах
(например, «Готовимся к школе», «Развиваем руку, а значит и речь», «Игра в
развитии ребенка», «Как выбрать игрушку», «Какие книги прочитать ребенку», «Как
развивать способности ребенка дома»).
Задачи:
- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной
работы в ДОО;
- информация о графиках работы администрации и специалистов.
3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательнообразовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности
своего ребенка.
3.3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы
подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся 2-3 раза в
год.
Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов и трудностей своих
детей;
- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с
детьми в домашних условиях.
В реализации задач социально-педагогического блока принимают все специалисты и
воспитатели специального детского сада. Сфера их компетентности определена
должностными инструкциями.
4. Новые формы работы
4.1. Совместные и семейные проекты различной направленности. Создание
совместных детско-родительских проектов.
Задачи: активная совместная экспериментально-исследовательская
деятельность родителей и детей.
4.2. Опосредованное интернет-общение. Создание чатов групп в мессенджере
Viber, сообщества в социальной сети Вконтакте и сайт МБДОУ для
информирования родителей.
Задачи: позволяет родителям быть в курсе содержания деятельности группы, даже
если ребенок по разным причинам не посещает детский сад. Родители могут
своевременно и быстро получить различную информацию: презентации,
методическую литературу, задания, получить ответы по интересующим вопросам.
Основные принципы в работе с семьями воспитанников:
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к
развитию личности в семье и детском коллективе.
Основные направления программы и формы работы с семьями детей:
- Непрерывное образование воспитывающих взрослых - педагогическое образование
родителей ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителя.
Формы работы: родительские собрания, дискуссии, круглые столы, мастер-классы,
день родительского самоуправления воспитательно-образовательным процессом в
ДОУ.
- Взаимопознание и взаимоинформирование - обмен информацией является основой
для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества между родителями
(законными представителями) и ДОУ в общем деле образования и воспитания детей.
Формы работы: беседы, анкетирование, посещение педагогами семей
воспитанников, организация дней открытых дверей в детском саду, родительские
собрания, стенды, интернет-сайты, публичные доклады.
- Совместная деятельность делает родителей активными участниками
детсковзрослых отношений. В этих формах совместной деятельности заложены
возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих
авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к
детскому творчеству. Формы работы: акции, праздники, прогулки, экскурсии,
проектная деятельность, семейный абонемент.